Содержание работы или список заданий
|
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
В конце семестра каждому студенту рекомендуется посетить один урок (занятие) в любом образовательном учреждении. При этом следует вести протокол урока, хронометрируя и стенографируя его ход в виде таблицы.
Протокол урока
Класс___________Учитель (педагог) _____________________________________________
Тема:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время Действия
учителя (педагога) обучающихся
По возможности в процессе беседы с учителем уточните содержание отдельных элементов анализа урока (например, автора учебной программы, цели и задачи урока, название реализуемой технологии, степень технического оснащения кабинета и т. д.).
Затем на основе полученных результатов письменно осуществите психолого-педагогический анализ урока по предлагаемой схеме.
Схема анализа урока
Цель и задачи урока
Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося? Осознает ли учитель, что урок проводится не ради самого урока, а ради позитивного воздействия на личность ученика; не ради того, чтобы “пройти” какие-то вопросы программы, а ради
того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать позитивные качества личности?
Проводилась ли диагностика личностного развития учащихся? Использовались ли результаты диагностики при постановке задач урока и определении его содержания?
Какие задачи урока сформулированы учителем? Какова их связь с задачами
образовательной области предмета и темы? Определение задач урока предполагало ли осознание и принятие ценностной ориентации, формирование отношения к миру, переживание определенных чувств, развитие интересов, становление убежденности?
Какие задачи были поставлены на уроке учителем перед учащимися? Как учащиеся поняли задачу урока, и как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы? Удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач?
Содержание урока
Соответствовал ли материал цели и задачам урока? Имеется ли связь с предыдущим и последующим материалом?
Какие общечеловеческие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися? Адаптировано ли содержание урока к потребностям, интересам ребенка, представляет ли ценность для него? Какие глобальные и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание урока? В чем еще проявилась гуманистическая направленность содержания урока? Была ли создана ситуация выбора содержания обучения для учащихся, и как они проявили себя в этом выборе?
Каков научно-теоретический уровень знаний на уроке? В рамках какой научной теории они излагались? Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов? Прослеживается ли связь изучаемого на уроке с практикой, опытом, жизнью учащихся? Осуществлялась ли межпредметная связь? Охарактеризуйте степень полноты и доступности осваиваемого на уроке материала по содержанию и объему. В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке?
Формы обучения
Урок какого типа Вы наблюдали? Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели? Целесообразна ли данная структура? Имели ли место логическая стройность и законченность урока? Все ли элементы урока были воспитывающими по своей сущности?
Как изменялась деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали? Имело ли место сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке? Какие виды самостоятельной работы выполняли учащиеся? Как учащиеся участвовали в организации урока, какие роли ими выполнялись? Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину? Имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль или оценка?
Осуществлялся ли дифференцированный подход к учащимся? Какая индивидуальная работа осуществлялась учителем на уроке? Была ли организована рефлексия учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке?
Организация познавательной деятельности учащихся
Каково соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление? Являлись ли мышление и воображение ведущими познавательными процессами? Имели ли место целенаправленная организация восприятия памяти и внимания учащихся, создание определенной установки?
Какими способами познавательной и практической деятельности овладели ученики в ходе урока? Осваивали ли они опыт творческой деятельности? Ориентируется ли учитель на индивидуально-психологические особенности учащихся? Внес ли процесс обучения изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом? Новая информация стала ли прочно и качественно уСВОЕна, оСВОЕна, приСВОЕна учащимися, произошло ли ее принятие, сложилось ли личностно значимое к ней отношение?
Методы обучения
Какие из методов формирования сознания применялись на данном уроке: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия, диспут, методы работы с книгой, метод
примера? Имели ли место сочетание воздействия через интеллект на чувства (убеждение) и воздействия через чувства на интеллект (внушение)? Каково соотношение усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска? Имело ли обучение диалогический характер? Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу?
Какие методы организации деятельности применялись на уроке: упражнения,
приучение, инструктаж, лабораторные опыты, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, методы иллюстрации и демонстрации? Применялись ли на уроке интерактивные методы обучения: игра, дискуссия, тренинг, анализ конкретных ситуаций, метод проектов? Каково соотношение воспроизводящей и творческой деятельности школьников?
Была ли создана мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся?
Применялись ли учителем методы стимулирования активности учащихся: поощрение, наказание, дидактическая игра? Как был возбужден их познавательный интерес? Возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии? Стали ли требования учителя внутренним побуждением самих ребят? Каково соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения? Предупреждались ли затруднения учеников? Какими приемами учитель осуществлял поддержку учащихся? Была ли создана ситуация успеха (неуспеха)?
Какие виды (предварительный, текущий, тематический, итоговый) и формы (индивидуальная, групповая, фронтальная) контроля применялись на уроке? Какие использовались методы и приемы контроля эффективности обучения: методы устного контроля (беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, доклад); методы письменного контроля (контрольная работа, диктант, сочинение, реферат, опрос по карточкам); выполнение тестовых заданий; графический контроль (заполнение таблицы, составление графика, схемы, создание рисунка); методы практического контроля (приготовление препарата, выполнение опытов, лабораторная работа); самоконтроль?
Каково соотношение контроля и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся? Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке? Доминируют ли позитивные оценки над негативными? Каково соотношение оценки и отметки, и какова степень их
адекватности?
Средства обучения
Эффективны ли нематериальные средства, применяемые учителем (речь, мимика, пантомимика)? Какие материальные средства обучения применялись на уроке (натуральные объекты, объемные пособия, графические пособия, технические средства)? Какова эффективность использования наглядных пособий и технических средств обучения?
Педагогическая культура учителя
Понимает ли учитель детскую психологию? Как проявился его педагогический такт? Каков стиль педагогического общения? Проявлял ли педагог любовь, уважение к детям? Соответствует ли качество его речи нормам культуры? Каким образом проявилась общая эрудиция учителя? Какова мера его эмоциональности? Как соотносятся доброжелательность и требовательность? Внешний вид учителя – в рамках норм культуры? Проявились ли вдохновение, артистизм? Все ли поступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы? Какие профессиональные умения ярко проявились на уроке?
Каким было отношение учащихся к учителю? Какое настроение было у детей? Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворенности, равнодушия? Не было ли переутомления детей? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?
Общая оценка урока. Реализацию какой образовательной технологии Вы наблюдали на уроке? Были ли на уроке педагогические находки? Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика?
Рекомендации учителю.
Выполните рефлексию по изучению учебного курса «Педагогика (часть 3)»
• Назовите свои самые яркие чувства, вызванные изучением содержания курса. Что Вас удивило, порадовало, вызвало сомнения, огорчило, обеспокоило?
• Восстановите этапы изучения материалов по темам. Какую новую и важную для Вас информацию узнали, осознали, усвоили?
• Вспомните, какие проблемы и противоречия Вы обнаружили при освоении содержания курса? Изложите ход Ваших мыслей и действий при этом.
• Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение после изучения данной части учебного курса «Педагогика» и причины, благодаря которым оно произошло. Оформите это в виде сочинения-эссе на тему «Динамика моего профессионального и личностного развития».
|