Содержание работы или список заданий
|
ПОРТФОЛИО «ПОРТФЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»
Портфолио «Портфель социального педагога» – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого, аналитического труда студента, рефлексия его собственной деятельности. Портфолио может быть представлено как форме мультимедийной презентации, так и в форме электронного документа, включающего в себя набор файлов, соответствующих разделам Портфолио.
Структура «Портфеля социального педагога»
Структура «Портфеля социального педагога» включает в себя:
• титульная страница (название, имя студента, период создания);
• краткая история успехов студента по предмету (анализ собственных результатов: сильные стороны, слабые стороны, препятствия и возможности освоения образовательной дисциплины);
• записи, доклады, самостоятельные работы по каждому из разделов курса;
• аналитический реферат, раскрывающий теоретические и методические аспекты социально-педагогической деятельности;
• конкретные приемы и формы работы по каждой из пройденных тем (социальный паспорт, план работы социального педагога, циклограмма и т. д.);
• решение двух социально-педагогических ситуаций по предложенному алгоритму из банка социально-педагогических задач;
• рецензия и аннотация на один из методических сборников социально-педагогической деятельности (по выбору студента);
• любимая работа по данной дисциплине (с пояснением);
• оценка рецензента (письменная рецензия коллег, родителей, родственников, руководителей практики, одногруппников и т. д.).
Требования к оформлению «Портфеля социального педагога»
Титульная страница
Титульная страница (название, имя студента, период создания). Из титульной страницы должно быть понятно: в течение какого времени студент работал над систематизацией собственных знаний и умений по дисциплине; насколько систематично вносились в «Портфель социального педагога» необходимые материалы.
Краткая история успехов студента по предмету
Краткая история успехов студента по предмету (анализ собственных результатов: сильные стороны, слабые стороны, препятствия и возможности освоения образовательной дисциплины). Из данного раздела должно быть понятно: что удалось студенту при изучении дисциплины, какие сильные стороны его работы по предмету можно выделить, насколько освоенные им материалы соответствуют требованиям программы и государственного стандарта; с какими сложностями и трудностями столкнулся студент при освоении данной дисциплины, какие разделы и темы вызвали наибольшее затруднение, как удалось справиться с этими затруднением; насколько освоение данной дисциплины позволило ему овладеть компетенциями профессиональной деятельности; как полученные знания применялись студентом в ходе прохождения производственных практик.
Записи, доклады, самостоятельные работы по каждому из разделов курса
В данном разделе должны быть представлены по две работы из каждого раздела, иллюстрирующие оригинальность мышления студента, показывающие разные подходы в решении поставленных задачи освоении учебного материала.
Аналитический реферат, раскрывающий теоретические и методические аспекты социально-педагогической деятельности
Подготовка реферата направлена на развитие и закрепление навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам теоретической и прикладной социальной педагогики; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения и выводы.
Реферат должен отвечать требованиям в отношении научности содержания и оформления. Следует помнить, что научное содержание реферата всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация его подготовки подчиняется общему порядку, а оформление – действующим государственным стандартам. Поэтому при подготовке реферата необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на техническое оформление текста.
План подготовки реферата:
1. Выбор темы реферата.
2. Определение его структуры, содержания, методики выполнения.
3. Сбор материала, поиск и изучение литературы по теме, подготовка библиографии.
4. Подготовка первого варианта работы.
4.1. Разработка концепции реферата.
4.2. Формулирование основных положений и выводов.
4.3. Литературная и редакционная обработка текста.
5. Представление подготовленного текста преподавателю.
6. Доработка, устранение отмеченных преподавателем недостатков и подготовка реферата к заслушиванию и обсуждению на занятии.
Если предполагается заслушивание и обсуждение результатов работы над рефератом, то их порядок устанавливает преподаватель. В докладе в концентрированном виде освещается актуальность выбранной темы реферата, раскрывается сущность рассматриваемого явления, дается характеристика использованных источников, личного опыта, излагается основное содержание проблемы, обобщаются выводы, к которым пришел автор. В качестве иллюстраций студент может использовать заранее подготовленные схемы, графики, таблицы, диаграммы, фотомонтажи и др. После изложения реферата студент отвечает на вопросы, затем идет обсуждение.
Требования к выполнению реферата:
1. Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с предложенным списком.
2. Корректное представление литературных источников, используемых в процессе подготовки реферата: автор (Ф.И.О.), название работы, издательство (название журнала), год (номер) издания, страницы (общий объем или диапазон).
3. Аккуратность и эстетичность оформления и представления работы.
4. Работа представляется в электронном виде (14 шифр через 1,5 инт, шрифт Times New Roman. Отступ: 1 см. параметры страницы: слева – 3, справа 1,5; сверху и снизу – по 2 см.) виде.
5. Идентичные работы к рассмотрению не принимаются.
Конкретные приемы и формы работы по каждой из пройденных тем
Данный раздел отражает способность студента на практике применять методики и технологии социально-педагогической деятельности:
Решение двух социально-педагогических ситуаций по предложенному алгоритму из банка социально-педагогических ситуаций
Из данного раздела должно быть понятно, что студент владеет задачным подходом как технологической основой социально-педагогической деятельности, позволяющей не получить решение любым способом, а продемонстрировать готовность искать различные пути решения и делая выбор между разными вариантами, выбирать оптимальный путь.
Решение социально-педагогических задач предполагает владение студентами пошаговым задачным алгоритмом:
1. Определение проблемы и выделение основных социально-педагогических противоречий.
2. Определение объектов диагностики, диагностических методик, сроков и этапов проведения диагностических процедур.
3. Постановка целей и задач социально-педагогической деятельности.
4. Определение возможных вариантов решения проблемы
5. Выбор и обоснование оптимального варианта решения социально-педагогической задачи с точки зрения результативности и эффективности решения проблемы. Представленный студентом выбор решения задачи должен быть подкреплен конкретными методическим разработками, предложенными студентом: план, программа, сценарий, и т.д.
Рецензия на один из методических сборников социально-педагогической деятельности (по выбору студента)
В данном разделе должна быть представлена рецензия на один методических сборников «Социально-педагогическая деятельность» по выбору студента:
1. Управление случаем в социальных службах при междисциплинарном взаимодействии в решении проблем детей. М.: Полиграф сервис, 2005. 112 с.
2. Виноградова Н. М., Беспалова Г. М. Социальная проба, практика, проект в подростковой школе М.: Полиграф сервис, 2005. 134 с.
3. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. СПб.: Издательство ЛОИРО, 2006. 155 с.
4. Лифинцев Д. В. Социально-педагогическая помощь семье в Германии. Калининград, 2009. 155 с.
5. Буренина С. Ю. Работающие дети и новые факторы социализации. Псков: Гименей, 2006. 167 с.
6. Профессиональная деятельность социального педагога по работе с детьми, имеющими проблемы в социальном развитии. СПб.: Издательство ЛОИРО, 2006 г. 160 с.
7. Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников. СПб.: Издательство ЛОИРО, 2006. 150 с.
8. Социальные технологии урегулирования конфликтов в подростковой среде. М.: «ПРОМЕТЕЙ». 2000. 180 с.
Все сборники представлены на сайте автора курса Богдановой Е. В. http://prepod.nspu.ru/course/view.php?id=295 в разделе «Социально-педагогическая деятельность».
Структура рецензии включает в себя следующие компоненты:
- Актуальность темы и характеристика социально-педагогической проблемы, которой посвящен сборник (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена...).
- Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в сборнике (Центральным вопросом работы… В сборнике обоснованно на первый план выдвигается вопрос о…).
- Особенности научного подхода автора к решению проблемы (Оценивая работу в целом... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты...).
- Позиция автора сборника и аргументы, которые показались вам не убедительными (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...).
- В чем вы согласны, а в чем не согласны с автором сборника (Я присоединяюсь к мнению автора в… Могу выразить свое несогласие в… В целом работа…).
Любимая работа по данной дисциплине с пояснением
Оценка рецензента
Письменная рецензия коллег, родителей, родственников и т. д. на процесс и результат освоения студентом дисциплины «Социально-педагогическая деятельность».
Защита Портфолио «Портфель социального педагога»
Защита Портфолио «Портфель социального педагога» проходит в форме Портфолио-конференции с приглашением в качестве экспертов потенциальных работодателей и студентов младших курсов обучающиеся по данному направлению подготовки.
Рекомендуемый объем портфолио, представляемый для защиты в рамках итоговой аттестации квалификационных испытаний – от 50 до 150 листов. Для презентации портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период – отводится 10–15 минут. В ходе презентации студент должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют об освоении им образовательной дисциплины.
|