Содержание работы или список заданий
|
Контрольная работа. 1
Вариант 1.
_____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество_____________________________
Факультет_____________группа__________дата выполнения___________
Оценка________________Преподаватель__________________
Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»
Задание № 1. Поставьте ударения в следующих словах. Проверьте себя по словарю.
Банты, анализ крови, бронированная (дверь), включим в договор, жалюзи, он дозвонится, каталог, кулинарий, мусоропровод, свекла, заняла (денег), запломбировать (зуб), эксперт, завидно, квартал, забронировать (билет), осужденный, стиральный, обеспечение, избалованный, новорожденный, ходатайство, диспансер, досуг, шприцы, флюорография, откупорить, заплесневеть, оптовый, премировать, умерший, вы правы, украинец, танцовщица, резать ножницами, повременная оплата (телефона), ценовая (политика), валов(о,ы)й (продукт), языковая (норма).
Задание № 2. Укажите, к каким разновидностям и стилям русского языка относятся приведенные ниже предложения, например:
Многозначные языковые системы позволят загружать в ОЗУ несколько
задач.Литературный язык, научный стиль,
1. Прошу разрешить мне использовать дополнительный отпуск.
_____________________________________________________________________________
2. Клуб «Карусель» энергично и заметно внедрился в ночной досуг Москвы и старается похвально разнообразить свою деятельность.
_____________________________________________________________________________
3. Что ты грузишься, как ботаник? ______________________________________________
4. Открывает дверь дама в бигудях и тапочках на босую ногу, а я ей вежливо так говорю: «Я извиняюсь, гражданочка, вы кто будете?»
_____________________________________________________________________________
5. Давай бегом - туда и обратно!_________________________________________________
6. Редко бывало незапамятное такое зазимье.
_____________________________________________________________________________
7. В дальнейшем нас будут интересовать только так называемые
базисные решения, то есть такие решения системы, для которых значения
свободных неизвестных равны нулю.
_____________________________________________________________________________
Задание № 3. Используя фразеологизмы, напишите, как говорят:
1. о том, кто часто меняет решения______________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. о кротком, безобидном человеке________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. о болтливом человеке________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. о бесследном исчезновении человека___________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. о чем-нибудь (ком-нибудь) надоевшем _________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. об очень дальних родственниках ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. о человеке, который держится неестественно прямо ______________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 4. Укажите слова, написанные неверно:
1. Сумашедший.
2. Беспрецедентный.
3. Конкурентноспособный.
4. Поскользнуться.
5. Надсмехаться.
Задание № 5. Укажите ряды словосочетаний, в которых нормы сочетаемости не нарушены:
1. Большая половина, сдержать обещания.
2. Оказать влияние, принять меры.
3. Дешевые цены, поднять тост.
4. Оказать вред, одержать успех.
5. Улучшить уровень, играть значение.
Задание № 6 Лексическое значение каких слое определено неверно:
1. Одиозный (человек, поступок) - крайне неприятный, вызывающий отри¬цательное отношение к себе.
2. Дифирамб - косметический дефект.
3. Паритет — равенство сторон.
4. Грант - субсидия на образование, научные исследования.
5. Харизма - одаренность, исключительные качества человека, обеспечиваю¬щие его безусловное лидерство.
Задание № 7. Укажите, в каких предложениях нарушена точность речи. Подчеркните неверно употребленные слова или словосочетания:
1. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента.
2. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
3. Было ветрено, все экскурсанты одели плащи и куртки.
4. Промышленная кампания приняла комплексную программу развития.
5. Зачем ты вернулся обратно?
Задание № 8. Отметьте предложения, в которых нарушены грамматические нормы:
1. Депутат встретился с шестьсот шестьдесят шести рабочими завода.
2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
3. Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.
4. Факты говорят за невозможность использования резервов.
5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.
Задание № 9. Укажите предложения, в которых использование заимствованного слова является нарушением речевой нормы:
1. Соболев - настоящий полиглот: он и поет, и рисует, и декламирует.
2. Вернисаж продлится около недели.
3. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных
инцидентов.
4. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение
лица стало восторженным и меланхоличным.
5. В эпитафии коллеги поздравили юбиляра и пожелали ему здоровья.
Задание № 10. Проанализируйте текст, укажите, к какому стилю речи он принадлежит, подчеркните чужеродные для него языковые
элементы и определите их стиль:
Стиль текста: _________________________________________________________________
Стиль чужеродных элементов:___________________________________________________
Немереный рост численности человеческой популяции (демографический взрыв) сопровождается заметным снижением видового разнообразия биосферы. Человеческая популяция является составной частью экосистемы. В настоящее время население планеты стремительно увеличивается - ежегодно эта цифра скачет на пятьдесят миллионов человек.
Задание № 11. Какие из приведенных характеристик неуместны в текстах научного стиля речи:
1. Эмоциональность.
2. Точность.
3. Логичность.
4. Спонтанность.
5. Наличие абстрактных понятий.
Задание № 12. Укажите качество грамотной речи, которое предполагает умение ясно мыслить, знание предмета речи, знание значений употребляемых в речи слов__________________________________________________________________________
Заданий № 13. Подчеркните мужские фамилии, которые не изменяются по
падежам:
Черных Петров Кац Валевски Карась Живаго Гребень
Заданне № 14. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст; пронумеруйте их в соответствии с логикой:
A. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма - регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
B. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
Задание № 15. Закончите фразы, поставив слова в скобках в нужную форму, например:
В шкафу аккуратно лежат комплекты: (одеяла, пледы, полотенца)
одеял, пледов, полотенец
1. В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, помидоры, вишни, дыни, лимоны, яблоки),
2. На складе осталось мало: (ботинки, гольфы, носки, джинсы, кеды, кроссовки, сандалии, сапоги, туфли, чулки, тапочки).
3. Мы купили множества полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, шприцы).
4. Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, грузины, турки, цыгане), а потом - среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, якуты).
Задание № 16. Определите род существительных, подберите прилагательные к ним, например: черный кофе
__________________________________________________________________толь
___________________________________________________________________шампунь
___________________________________________________________________рояль
________________________________________________________________майор Петрова
_____________________________________________________________размазня этот Иван
_________________________________________________________божоле свежего урожая
___________________________________________________________________тюль
___________________________________________________________________какао
___________________________________________________________________Батуми
___________________________________________________________________рефери
|