Содержание работы или список заданий
|
Содержание практики
1 день
Задание 1. Ознакомление с базой практики ДОУ.
1. Беседа с руководителем ДОУ об особенностях функционирования ДОУ:
- тип дошкольного учреждения
- педагогические кадры
- образовательная программа
- цель, задачи и ведущие направления деятельности ДОУ и др.
2. Заполнение паспорта ДОУ
2. Вводный инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
3. Распределение по возрастным группам.
4. Изучение режима дня группы.
5. Знакомство с календарно-тематическим планом воспитательно-образовательной работы на две недели.
6. Знакомство с детьми группы.
7. Изучить списочный состав группы.
8. Вступить в общение с детьми.
9.Составить индивидуальный план работы, обозначить круг проблем для самостоятельного решения.
Каждый день практики студенты самостоятельно проводят режимные моменты в 1-ю или 2-ю половины дня:
прием детей, утренняя гимнастика, участие в организации самостоятельных видов деятельности детей по предложению воспитателя, организация питания детей, сбор на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, подготовка ко сну, подъем, 2-я прогулка.
При этом обязательное написание конспектов режимных моментов
Обязательно провести, как минимум, два взаимных (друг у друга) наблюдения и анализа проведения режимных моментов, фиксируя записи в дневнике.
2 день
Задание 1. Провести наблюдение за общением детей со сверстниками.
Методика выполнения задания.
Организовать наблюдение за общением ребёнка со сверстниками в течение 60 минут. Содержание разговоров зафиксировать по возможности дословно с сохранением особенностей речи участников и их поведения.
Вопросы для анализа записей.
1. Поводы общения детей друг с другом;
2. Особенность вхождения в социальное взаимодействие (адресность обращения);
3. Тематика и содержание разговоров;
4. Анализ особенностей речи детей (лексика, ее богатство и разнообразие; развернутость высказываний; использование речевых клише, форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения);
5. Результаты наблюдений и анализа оформить в таблицы 1, 2, 3 (приложение 3).
в течение 60 минут. Содержание разговоров зафиксировать по возможности дословно с сохранением особенностей речи участников и их поведения.
Форма отчётности: Заполненная таблица анализа общения детей (5б.)
Задание 2. Анализ игрового оборудования группы.
Методика выполнения задания
Описать игровое оборудование и игрушки, разнообразие, расположение, доступность детям (разрешается ли детям свободно пользоваться игрушками, или для этого необходимо получить разрешение воспитателя), целесообразность для данного возраста.
Из беседы с воспитателем и личных наблюдений выяснить, как часто меняются игрушки в игровом уголке, используется ли возможность игрового оборудования и игрушек для: обогащения содержания игры, формирования ролевых отношений, развития творчества. Необходимо обратить внимание на наличие в игровом уголке бросового материала, необходимого для использования в играх; специальных «зон», соответствующих разным игровым темам; материалов для строительно-конструктивных игр, настольно-печатных, музыкально-дидактических. В дневнике необходимо зафиксировать, каким образом создается предметно-развивающая среда для развития творчества детей: используется ли стимулирование творчества путем внесения игрушек, организации игровых зон и т.д. (Приложение 1).
Форма отчётности: Анализа игрового оборудования (5б.)
3 день
Задание 1. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры.
Содержание задания.
• Подготовка оборудования (атрибуты, алгоритм игры, иллюстрации, видеофильмы, художественные произведения и др.) и разработка конспекта;
• Обогащение представлений дошкольников о предстоящей игре: ознакомление с деятельностью учреждения (например, банка, книжного издательства и др. по выбранной теме игры), профессиями и др.;
• Организация беседы с детьми по содержанию игры (роли, действия в соответствии с ролью, демонстрация действий с атрибутами);
• Организация игровых диалогов (телефонные разговоры, проблемно-речевые ситуации и др.);
• Разработка рекомендаций для родителей по обогащению представлений детей по теме сюжетно-ролевой игры (например, экскурсия в банк, посещение кинотеатра и др. по выбранной теме).
Форма отчётности: Конспект сюжетно-ролевой игры, фотографии пособий (5б.)
4,5,6 день
Задание 1. Познакомиться с планом воспитательно-образовательной работы по организации художественно-эстетической деятельности:
а) планирование непосредственной образовательной деятельности;
б) планирование совместной деятельности воспитателя с детьми;
в) планирование индивидуальной работы;
г) планирование взаимодействия с семьями воспитанников.
Отчёт представить в виде таблицы наличие в плане воспитательно-образовательной работы воспитателя различных форм работы за один календарный месяц с выводом, содержащем соответствие планирования программно-методическим материалам, реализуемым в ДОО, возрастным особенностям детей группы
Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Индивидуальная работа Взаимодействие с семьями воспитанников
Форма отчётности: Таблица. Вывод (5б.)
Задание 2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду по художественно-эстетическому воспитанию:
а) соответствие гигиеническим и методическим требованиям;
б) отражение в плане воспитательно-образовательной работы воспитателя;
в) перечислить разнообразие дидактических игр, пособий, атрибутов, их соответствие программным задачам, использование детьми в самостоятельной деятельности. Результаты представить в таблице:
Представленные пособия (перечислить). Востребованность детьми (использование детьми пособий в течение дня ) Соответствие программным задачам Соответствие эстетическим требованиям Периодичность обновления пособий центра (на основе беседы с воспитателем)
Отразить в виде «+», сколько раз дети в течение дня подходили к центру.
Сделать вывод о значимости центра в образовании детей.
Форма отчётности: Таблица. Вывод. (5б.)
Задание 3. Организовать и провести непосредственную образовательную деятельность по изобразительной деятельности (рисование) в соответствии со структурой:
1.Вид художественно - эстетической деятельности (предметное, сюжетное, декоративное);
2. Тема.
3. Предварительная работа.
4. Дидактическая цель.
5. Ход НОД
а) мотивация деятельности детей
б) методы и приёмы взаимодействия с детьми в ходе НОД
в) анализ детских работ
Вариативные образцы
Форма отчётности: Конспект непосредственной образовательной деятельности с самоанализом, вариативные образцы, подпись воспитателя (5б.)
Задание 4. Провести диагностику сформированности умений и навыков по изобразительной деятельности (рисование) (Приложение 2)
№ задания Фамилия имя ребёнка Количество баллов
Форма отчётности: Таблица, вывод (5б.)
7, 8, 9 день
Задание 1. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы воспитателя по трудовому воспитанию детей
Отчёт представить в форме таблицы с выводом, содержащем соответствие планирования программно-методическим материалам, реализуемым в ДОО, возрастным особенностям детей группы
Вид труда Место в режиме дня Интеграция с другими образовательными областями Количество участников
Форма отчётности: Таблица, вывод (5б.)
Задание 2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду по трудовому воспитанию дошкольников
а) перечислить средства и орудия труда, имеющиеся в данной возрастной группе;
б) определить их соответствие программным задачам и возрасту детей;
а) соответствие гигиеническим требованиям;
б) отражение в плане воспитательно-образовательной работы воспитателя.
Анализ представить в виде таблицы.
Средства и орудия труда Востребованность детьми Соответствие программным задачам Соответствие гигиеническим требованиям Отражение в плане воспитательно-образовательной работы с детьми
Сделать вывод о значимости оборудования в трудовом воспитании детей в образовании детей.
Форма отчётности: Таблица, вывод (5б.)
Задание 3. Организация и проведение двух видов труда детей (труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд) соответствии со структурой:
1. Тема.
2. Подготовительная работа.
3. Дидактическая цель.
4. Ход организации трудовой деятельности
а) постановка цели трудовой деятельности,
б) мотивация,
в) определение предмета труда,
г) выбор средств (орудий) труда,
д) определение последовательности трудовых действий,
е) подготовка детьми рабочего места самостоятельно или с помощью воспитателя (в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей),
ж) анализ результатов труда (оценка и самооценка).
10 день
Задание 1. Провести ранее запланированную сюжетно-ролевую игру.
Задание 2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному воспитанию (Приложение 4).
Задание 3. Подвести итоги практики. Участие на итоговом совещании (мини педсовете) в детском саду. Самоотчеты студентов.
Формы отчетности.
1. Дневник с ежедневными записями конспектов режимных моментов и самоанализа результатов дня, результатами мониторинга по разделам: игра, развитие речи, математическое развитие, музыкальное воспитание.
2. Итоговый отчет по практике.
3. Творческий отчет по практике с презентацией (на итоговую конференцию)
Содержание практики (2 часть)
Каждый день практики студенты самостоятельно проводят режимные моменты в 1-ю или 2-ю половины дня:
прием детей, утренняя гимнастика, участие в организации самостоятельных видов деятельности детей по предложению воспитателя, организация питания детей, сбор на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, подготовка ко сну, подъем, 2-я прогулка.
При этом обязательное написание конспектов режимных моментов (приложение 1, 2 предыдущей программы практики).
Обязательно провести, как минимум, два взаимных (друг у друга) наблюдения и анализа проведения режимных моментов, фиксируя записи в дневнике. (схема для анализа см. приложение 3 предыдущей программы практики).
1 день. Беседа с руководителем ДОО об особенностях функционирования ДОО.
1. Вводный инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
2. Распределение по возрастным группам.
3. Изучение режима дня группы.
4. Знакомство с календарно-тематическим планом воспитательно-образовательной работы на две недели.
5. Знакомство с детьми данной возрастной группы.
6. Изучить списочный состав группы.
7. Вступить в общение с детьми.
8.Составить индивидуальный план работы, обозначить круг проблем для самостоятельного решения.
I. Задания по организации трудовой деятельности детей. Начиная со 2-го по 5-й день, выполняя ниже указанные задания, вести наблюдение за детьми с целью выявления умений и навыков трудовой деятельность, заполнить диагностическую карту (таблица 1).
2 день. Анализ плана воспитательно-образовательной работы в течение одного квартала по планированию трудовой деятельности детей.
Анализ представить в виде таблицы.
Таблица 1
Вид труда Место в режиме дня Интеграция с другими образовательными областями Количество участников
3 день. Анализ предметно-развивающей среды по организации трудовой деятельности детей:
а) перечислить средства и орудия труда, имеющиеся в данной возрастной группе;
б) определить их соответствие программным задачам и возрасту детей;
а) соответствие гигиеническим требованиям;
б) отражение в плане воспитательно-образовательной работы воспитателя.
Анализ представить в виде таблицы.
Таблица 2
Средства и орудия труда Востребованность детьми Соответствие программным задачам Соответствие гигиеническим требованиям Отражение в плане воспитательно-образовательной работы с детьми
4,5 день Анализ руководства воспитателем всех видов труда детей:
а) подготовка воспитателя к организации труда детей;
б) планирование с детьми трудового процесса в соответствии со всеми трудовыми компонентами: постановка цели трудовой деятельности, мотивация, определение предмета труда, выбор средств (орудий) труда, определение последовательности трудовых действий, подготовка детьми рабочего места самостоятельно или с помощью воспитателя (в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей), анализ результатов труда (оценка и самооценка).
в) непосредственное руководство деятельностью детей.
Анализ представить в виде таблицы.
Таблица 3
Вид труда, место в режимном процессе Подготовка воспитателя к труду Количество детей, привлекаемых к труду Планирование с детьми трудового процесса Руководство деятельностью детей (непосредственная и опосредованная помощь) Анализ результатов труда в соответствии с возрастом детей
II. Задание по теории и методике математического развития дошкольников, образовательная область "Познавательное развитие".
6,7 день. Разработать и провести развлечение с детьми по разделам методики математического развития: «Формирование количественных представлений», «Обучение решению арифметических задач» «Ознакомление с геометрическими фигурами».
Методические рекомендации по разработке развлечений.
1. Развлечения ориентированы на закрепление знаний, умений, навыков; развитие психических процессов; развитие морально-нравственных качеств (доброжелательности, внимания друг к другу и т.д.).
2. Развлечения предполагают интеграцию различных областей образования детей.
3. Развлечения должны включать различные виды деятельности детей (решение задач, головоломок, пение, танцы, подвижные игры, эстафеты).
4. Развлечения могут иметь как единую сюжетную линию, так и содержать микросценки, не связанные по содержанию.
5. Развлечения требуют тщательной подготовки:
а) заранее разрабатывается (адаптируется) конспект развлечения (сценарий) в соответствии с возрастом детей и особенностями группы;
б) подбираются атрибуты, отвечающие правилам гигиены, эстетики, инструкции по охране жизни и здоровья детей.
III. Задания по методике развития речи, образовательные области: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
8,9,10,11,12 день. Задание 1.Изучить особенности выразительности произвольной речи детей.
Методические указания к обследованию. Для выявления выразительности произвольной речи предложить детям (4-5 детей) прочитать наизусть любое стихотворение или пересказать хорошо знакомую им сказку или рассказ.
Обратите внимание на умение детей пользоваться средствами выразительности: интонацией, логическим ударением, паузой, жестами, мимикой, а также на умение регулировать силу голоса, темп речи.
Результаты анализа оформить в виде таблицы.
Таблица 4
Характеристика средств выразительности детской речи
№ п/п Имя ребенка Возраст Умение регулировать
силу голоса Умение регулировать
темп речи Интонационная выразительность Наличие логических пауз Манера держаться, пользоваться жестами, мимикой
1.
2.
Оценивая качества выразительности речи, необходимо сделать вывод о соответствии используемых ребенком средств выразительности характеру и содержанию текста.
Задание 2. Изучить особенности практического осознания звуковой стороны речи детьми старшего дошкольного возраста.
Методические указания к обследованию. Для проверки умения выделять звуки речи, дифференцировать их на слух можно предложить детям разнообразные задания типа:
- услышать в словах и назвать интонируемый звук (с-с-самолет…);
- определить наличие звука в предложенном тексте;
- определить позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце: ш-ар, су-ш-ка, камы-ш и др.);
- подобрать слова с заданным звуком;
- повторить за воспитателем определенные звукосочетания (за-жа-за, жа-за-жа, зу-жу-зу).
Данные, полученные в ходе обследования, занесите в таблицу 2.
Таблица 5
Результаты проверки практического осознания детьми звуковой стороны речи
№ п/п Имя ребенка Возраст Выделение интонируемого воспитателем звука в словах Определение места звука в слове Подбор слов с заданным звуком Определение наличия звука в предложенных словах, тексте Повторение (по подражанию) звукосочетаний (в чистоговорках)
Задание 3. Ознакомиться с методической работой по реализации образовательной области «Речевое развитие». Для этого необходимо проанализировать планы работы воспитателей с точки зрения реализации всех задач образовательной области (развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи): какие задачи отражены в планах; в каких видах деятельности они реализуются; в каких формах работы. В дневнике практики отметьте: задачу (ее формулировку), перечислите виды деятельности и формы работы, через которые решаются вышеперечисленные задачи.
Задание 4. Подготовить и провести театрализованную игру по знакомому детям литературному произведению. Для этого: выбрать тип театрализованной игры; запланировать подготовительную работу (выбор произведения, повторное чтение произведения; элементарный анализ с характеристикой героев; проведение игр, упражнений, этюдов; подготовка атрибутов; проведение репетиций); представить театрализацию для родителей.
Задание 5. Совместно с воспитателем разработайте и проведите одну из форм работы с родителями по развитию речи детей, ориентируясь на план работы воспитателя (либо предложите воспитателю свой вариант взаимодействия с семьей).
IV. Задание по теории и методике музыкального развития дошкольников, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
13,14-й день. Изучение музыкальной эрудиции старших дошкольников как компонента музыкальной субкультуры (с помощью музыкально-дидактических игр).
Методика выполнения задания. Для проведения дидактической игры необходимо:
• подобрать игру в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; и в соответствии с программным требованиям возрастной группы;
• определить наиболее удобного времени проведения дидактической игры в режиме дня;
• выбрать место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определить количество играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовить необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
• продумать методику проведения игры с учетом возраста детей: изучить и осмыслить весь ход игры, место воспитателя в игре, методы руководства игрой;
• подготовить к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Примеры дидактических игр:
Цель — определить особенности знаний детьми музыкального ре¬пертуара.
Вариант 1. Игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»
Игровой материал: шкатулка, карточки с рисунками, иллюстриру¬ющими содержание знакомых песен (на обороте карточки для кон¬троля указано название песни).
Ход диагностики. В шкатулку помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музы¬кальное произведение. Песни исполняются без музыкального сопро¬вождения всеми детьми или индивидуально, по желанию ребенка.
Вариант 2. Диагностическая ситуация «Волшебная стрелка»
Диагностический материал: на планшете располагаются иллюстра¬ции к песням, в центре — вращающаяся стрелка; аудиозаписи песен из мультфильмов и кинофильмов, магнитофон.
Ход диагностики
Вариант 1. Песня звучит в записи. Ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню или говорит, из какого она мультфильма или кинофильма.
Вариант 2. Ребенок-ведущий указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой кар¬тинки.
Вариант 3. Диагностическая ситуация «Музыкальный магазин»
Игровой материал: магнитофон, кассеты с иллюстрациями к зна¬комым детям песням.
Ход диагностики. «Покупатель» просит прослушать ту или иную песню. «Продавец» напевает ее самостоятельно. От того, как он споет песню, будет зависеть, купят кассету с песней или нет.
Вариант 4. Диагностическая ситуация «Музыкальное лото»
Диагностический материал: карточки-картинки (по числу играю¬щих детей), иллюстрирующие содержание знакомых песен, аудиоза¬писи песен, фишки, магнитофон.
Ход диагностики. Детям раздают по 3—4 карточки. Испол¬няется песня в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все кар¬точки.
Вариант 5. Диагностическая ситуация «Угадай название песенки»
Диагностический материал: кассеты с детскими песнями, магни¬тофон.
Ход диагностики. Педагог ставит прослушать знакомые детям пес¬ни. Задача для ребенка — правильно назвать их. За каждый правиль¬ный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто получит боль¬шее количество очков.
Индивидуальная беседа.
Цель — изучить особенности музыкальной эрудиции старших до¬школьников.
Вопросы беседы: Как называют человека, который пишет музыку? Какие композиторы тебе известны? Какие музыкальные произведения этих композиторов ты знаешь? На чем можно исполнить музыку? Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Какие из них тебе нравятся? Как можно назвать одним словом музыкантов, исполняющих на разных инструментах одновременно одно и то же музыкальное про¬изведение? (Оркестр.)
15-й день. Итоговое совещание (мини педсовет) в детском саду. Подведение итогов практики. Самоотчеты студентов.
Формы отчетности.
1. Дневник с ежедневными записями конспектов режимных моментов и самоанализа результатов дня, результатами мониторинга по разделам: игра, развитие речи, математическое развитие, музыкальное воспитание.
2. Конспекты проведенных образовательных ситуаций (ННОД).
3. Лист самооценки.
4. Аттестационный лист.
5. Итоговый отчет по практике.
6. Творческий отчет по практике с презентацией (на итоговую конференцию).
В процессе практики студент проводит 5-6 образовательных ситуаций (ННОД, занятия из разных образовательных областей). Выполняет миниисследование по МДК «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста».
|